Вопрос: Расскажите, пожалуйста, про ваши новые практики.
Ответ: Что касается практик, в первую очередь, это сенситивный тренинг первая и вторая ступени. Это тот ликбез, который заполняет пробел в школьном образовании, ведь школа практически очень мало занимается развитием образной сферы. Сенситивный тренинг - это гармонизация логической и образной сфер мышления. Для тренинга были выбраны самые эффективные и простые, с моей точки зрения, упражнения, которые позволяют человеку действительно инструментально подходить к своему индивидуальному сознанию, то есть работать с ним как с инструментом. Первая ступень, в основном, относится к работе с информацией, считыванию информации, формированию различных сенсорных пространств.
Вторая ступень называется «психотехника реального действия» и связана с состояниями и техниками, необходимыми для материализации чего-либо. Она проходит каждый раз по-разному, в зависимости от внутреннего заказа участников.
Еще одна практика - лабиринт. Мы начали с ней работать недавно. Лабиринт относится к серии практик «пустой формы». Рассказывать о нем трудно, это могут быть совершенно разные вещи в одном и том же пространстве, для кого-то это интенсивный ребефинг, для кого-то – своеобразный психоанализ, для кого-то - встречи с другими людьми. Внутри одной формы раскрывается множество различных психологических пространств. Иногда эта практика использовалась для лечения, омоложения, снятия каких-то энергетических блоков. К нам она пришла из Англии. Там лабиринт применяют для лечения людей с некоторыми психическими отклонениями. Мы же используем ее для других целей. Очень важно, что в лабиринте в действие включено все тело. Человек доходит до чего-то ногами. При этом все сугубо индивидуально - каждый доходит до чего-то своего.
Вот, если говорить кратко, пожалуй, и все о практиках.
Вопрос: Пишите ли Вы сейчас что-нибудь?
Ответ: К сожалению, ниша-то нишей, но возможности уйти хотя бы на три - четыре месяца писать книгу она пока не обеспечивает. Так что писать приходится урывками. Мне хотелось бы за год сделать книгу, которая, возможно, будет называться «Концептуальные акцентуации когнитивных процессов».
Вопрос: Что такое «концептуальная акцентуация»?
Ответ: Все наше восприятие концептуально детерминировано. Мы не можем увидеть что-нибудь такое, чего нет в нашем описании мира. Без концепции – нет перцепции. Любое восприятие опосредовано, одну и ту же вещь люди видят по-разному, если у них разные описания мира.
Вопрос: Это связано с выделением структуры из фона?
Ответ: Скорее, это связано с разрушением мира. Если говорить о процессах происходящих в сознании, то в каждый момент времени мы разрушаем и создаем мир. Так вот, разрушаем мы его при помощи описания мира, разбивая на объекты, которые есть в нашем описании. А из них мы уж лепим картину мира, т.е. то, что дано нам в ощущениях. Если чего-то нет в описании, этого нет и в восприятии. Закон прост: нет в описании - нет в картине.
Вопрос: А это описание закладывается до года, до двух?
Ответ: Нет, описание мира формируется все время, хотя с возрастом интенсивность этого процесса постоянно падает. В детстве формируются разные уровни описания мира. Закладываются какие-то основополагающие вещи, «Я - концепция», система верований. Не прерываются процессы воспитания, образования, то есть создания определенной системы образов. В соответствии с этой системой человек видит, слышит, нюхает и мыслит. В соответствии с этим формируется и его оценочное мышление, его эмоциональные реакции. Практически всё у нас концептуально детерминировано на уровне восприятия мира, как мира форм. Однако, на тренинге второй ступени существуют некоторые упражнения, которые проводят человека через мир форм.
Вопрос: Существуют ли еще и другие способы восприятия помимо концептуальных?
Ответ: Восприятие принципиально иллюзорно. Нет не иллюзорного восприятия. Это нонсенс. Могут быть состояния не связанные с восприятием, какая-то жизнь за пределами работы механизмов восприятия, может быть и очень богатая. Но само восприятие, если говорить о восприятии объектов, всегда иллюзорно, т.е. опосредствовано нашим описанием мира. Описания при этом могут быть самыми разными. Может быть набор описаний. Может быть управляемая картина мира, когда вам нужно отработать в какой-то системе, вы в нее входите, отрабатываете и выходите. То есть вы в ней не живете. Вы, допустим, управляете образом себя, это довольно-таки мощная магия - магия «Я - концепции». То есть вы меняете образ себя, в этом образе что-то делаете, но, выйдя из образа, вы уже ничего такого сделать не можете. Или, допустим, вы можете менять образ мира. По-разному можно восприятием управлять.
Вопрос: Что вы делаете с этой концепцией? Вы ее изучаете, или разрушаете и составляете новую? Не случаются ли неврозы?
Ответ: С концепцией мы ничего не делаем, просто был вопрос о книге. В книге как раз хотелось бы подробнее рассмотреть механизмы работы сознания. Мы это стараемся изучать практически. Можно брать те же самые формы и наполнять их иными смыслами. Если человек не цепляется за картину мира, невроза никогда не будет. Невроз может начаться, когда возникает отрицательная самооценка, и человек начинает искать способ оправдаться. Невроз часто возникает по механизму самооправдания. Это уход в болезнь, чтобы не оценивать себя – «Я - плохой». Болезнь позволяет ему подсознательно оправдаться: я такой, но не потому, что плохой, а потому, что болею. Однако, если человек осознает пустоту формы, с которой он работает, и знает, что ее можно наполнять любым содержанием, у него невроза не будет никогда.
А форма, она форма и есть.