Вопрос: Наверное, существуют и такие варианты работы, которые просто не выдвигают неприемлемых условий?
Ответ: Есть, конечно, компромиссы. Какие-то вещи делаются потому, что это интересно. Есть какие-то вещи, которые можно делать только за большие деньги, но есть и то, чего нельзя делать вообще не при каких условиях.
Вопрос: Откуда у Вас возник интерес к тому, чем Вы занимаетесь сейчас? Ведь в то время информация была закрыта.
Ответ: Интересы возникали по-разному. Например, интерес к соционике возник благодаря Еве Израилевне. Однажды она подсунула мне работу Аушры Аугустинавичуте «Теория интертипных отношений». Года через полтора, разбирая архив, я нашел эту работу, оказалось очень интересно, а потом познакомился и с самой Аушрой. Кстати, она тоже человек, который всю жизнь занимается только тем, что ей лично интересно.
Интерес к психоэнергетике возник, когда я столкнулся с людьми, которые что-то такое видели и диагностировали. Они получали информацию другими способами, не теми, которым нас учили в институте, а как - непонятно. А, поскольку я заканчивал физ-мех, где достаточно жесткое физико-математическое образование, мне было тем более интересно. Значит, я еще знаю не всю физику, значит, есть еще какая-то физика, которая мне неизвестна. Выяснилось, что просто выучить это нельзя, необходимо как-то трансформироваться. Этих людей нельзя изучать, у них надо учиться. И я начал у них учится, а дальше возникло множество разных вариантов. Боевыми искусствами занимался, через это тоже приходило нечто такое, чему не учат в школе, чего не было раньше.
Вопрос: В контексте всей беседы, упоминалось об ученике. Место ученика – оно дается? Либо его нет?
Ответ: Как суфии говорят? Лев самый сильный хищник, слон может больше всех съесть, а человек пришел, чтобы учиться. В человеке это заложено, у него есть инструмент, совершенно уникальный, которого нет ни у кого другого на земле. Он способен к разным трансформациям, и, прежде всего, ко всякому обучению. Есть вторая сигнальная система, есть масса приспособлений, которая делает его гораздо более обучаемым, чем другие представители здешней фауны и флоры.
Так что, я думаю, что человеческая форма – это и есть место ученика, а дальше все зависит от того, насколько человек это реализует. Как правило, эта возможность не используются даже на десятую часть. Ну, а от неупотребления, как известно, органы атрофируются, в том числе и голова. Оказывается, что с возрастом все тяжелее и тяжелее становится в позицию ученика. Но не поздно никогда.
Вопрос: Насколько корректно выражение «профессиональное использование своего сознания»?
Ответ: Я думаю, что вполне корректно. Если рассматривать индивидуальное сознание, как инструмент, имеющий определенные свойства, возможности и определенные ограничения и если знать эти свойства, знать рычаги и «ручки», которыми этот инструмент можно настраивать, которые дают возможность им управлять, то можно говорить о степени профессионализма в смысле владения своим сознанием как инструментом. К сожалению, наше образование однобоко. В основном нас учат владеть логической сферой сознания, что же касается развития образной сферы - это пущено на самотек, и она никак не гармонизирована с логической.
Здесь имеется серьезный пробел в нашем традиционном образовании. Правда, с недавнего времени существует некий ликбез в виде сенситивного тренинга. Чем, собственно, я и занимаюсь в последнее время больше всего.
Вопрос: А вы считаете, что можно было бы и не социализировать человека?
Ответ: Нет, человека нельзя не социализировать. Как можно его не социализировать? Это как в фигурном катании: есть обязательная программа, и есть произвольная. Есть и здесь некоторые обязательные упражнения, которые необходимо выполнить. А дальше - произвольные, тут уже место творчества и некоторые социальные возможности, например, вариант вот такой социально-экологической ниши. Но там никогда не бывает много народу. Эта ниша по определению содержит очень небольшое количество специалистов.
Вопрос: Ребенок, соционика, слабые стороны и сильные стороны. Стоит ли развивать только сильные стороны или надо заниматься и слабыми?
Ответ: Воспитание, в основном, сводится к адаптации ребенка с его сильными и слабыми сторонами к социальным структурам. И насколько ему удалось выработать какие-то свои стратегии взаимодействия с социумом, в широком смысле этого слова, настолько в дальнейшем он будет успешен. Просто так абстрактно развивать слабые или сильные стороны не надо, это должно быть в каком-то контексте. Можно устроить такие мучения ребенку, развивая его слабые стороны, хотя в действительности, может, правильнее было бы поместить его в другие условия, где слабые стороны лучше защищены, а сильные – полнее бы проявлялись. Здесь есть масса всяких теорий.