Навигация
Главная Новости Психология саморазвития Популярная психология Персоналии Практики Духовные традиции Стихи Читальный зал Киногостинная Фотогалерея Сад души Музей E-Mail
Рассылка
Объявления
Картины Мира и системы верований Знание и информация
Знание и информация

С этой точки зрения, возникают серьезные ограничения при общении со всевозможными традициями и канонами, существующими в различных культурах. Мы получаем описания этих традиций на русском языке, будь это книги об индийской традиции, пособия по Даосской йоге или путешествия в иные миры Карлоса Кастанеды. Мы вроде бы читали эти книги, но многие вещи, с некоторого момента перестают быть понятными вовсе не потому, что мы глупы, просто мы оказываемся далеки от контекста данной культуры. Тут уже книжное знакомство с какой-либо практикой начинает терять смысл и, более того, становится небезопасным, если рядом нет конкретного живого носителя традиции, который может передать ее в полном объеме. Отсутствие единого культурного контекста становится непреодолимой преградой для восприятия текстов, относящихся к другим народам и эпохам. В последнее время часто встречаются жертвы различных традиционных систем - люди, которые, поработали немного со сновидением или, прочитав в «Даосской йоге» о трансформации сексуальной энергии, начинали что-то делать со своей эндокринной системой. Даже занятия в стиле С.Грофа или Джона Лили требуют строго определённого контекста, определенной традиции. В данном случае это научная парадигма, в которой далеко не каждый чувствует себя свободно.

Возьмем теперь, например, такую общефилософскую категорию как материя. Если мы представим человека как проводник, превращающий некое единое в некое единичное, то что же с этих позиций есть материя? С точки зрения такого превращения, можно сказать, что каждый момент времени мир творится, воплощается заново. Человек как бы разрушает мир, разбивая его на объекты при помощи своего описания мира, своей координационной сетки, и в тот же миг его сознание создаёт картину мира, собирает ее из этих объектов. Процесс этот идёт непрерывно. При этом в каждый момент времени соблюдается соответствие между картиной мира, то есть воспринимаемой нами реальностью и описанием мира - тем инструментом, посредством которого мы расчленяем мир, соответствие между восприятием и системой представлений. Мы сами постоянно творим нашу реальность - объективную реальность данную нам в ощущениях - ту самую, которую мы привыкли называть материей. Материальный значит проявленный, воплощенный. Этимологически: воплощение - «во» «плоть», то есть в материю. Человек есть инструмент воплощения, а потому не существует никакого материального мира отдельно от его описания, отдельно от наших ощущений.

Не сочтите, однако, это заявление слишком сильным, нечто подобное можно встретить в текстах, относящихся к различным духовным традициям и философским школам. Мы здесь, честно говоря, не сказали ничего нового.

Рассмотрим, например, память. Память как вместилище информации, как опыт, накопленный человеком. Знание едино и непроявлено. Человек как проводник проявляет его сквозь призму своего описания, результат - это уже информация - объект памяти. Для того, чтобы вспомнить, нужно остановиться и посмотреть назад [3] - обращение к памяти требует определенного времени. Для того, чтобы знать, не нужно ничего. Если говорить о пребывании в состоянии абсолютной включённости в реальность, то нет никакой возможности остановиться, чтобы вспомнить. С этой точки зрения, не существует никакого единого информационного поля, точнее было бы говорить о едином океане непроявленного знания и силы и человеке как проводнике. Единого информационного поля нет, поскольку информация принципиально множественна, виртуальна.

Как же формируется наш взгляд на мир, система наших представлений о мире? Единое непроявлено. И каждый человек, как мы уже говорили, проявляет его по-разному. Какой ты человек, такой ты и проводник, но не в смысле хороший человек - плохой человек, хороший проводник - плохой проводник. Ты такой, каково твоё описание мира, которое с самого начала формируется не тобой. Описание мира, если уж строго к этому относиться, начинает формироваться прямо с момента зачатия. В течение всего перинатального периода образуются определённые психологические установки: отношение ко вселенной, отношение к ситуации отсутствия выхода, реакция на трудности, отношение к переменам в жизни и так далее. Как только человек попадает в руки воспитателей, его начинают приучать к определенной системе представлений, соответствующей данному месту, времени, культуре, социально-психологическому миру. Ему рассказывают, как устроен мир, в котором ему предстоит жить. Происходит формирование некоторой системы образов. Этот процесс так и называется - получение образования. Методы самые разные. Сюда входит, конечно, пропаганда - промывание мозгов, формирование образа «что такое хорошо и что такое плохо», чёрное - белое, образ друга - образ врага, самые разные виды гипноза, начиная от классического Кашпировского и кончая эриксонианским гипнозом и нейролингвистическим программированием. Существенное место среди этих методов занимает гипноз группы. Всякое «мы» формирует в человеке систему определенных представлений - это может быть семья, секта, профессиональная группа или клуб по интересам. Помимо того, существует множество других факторов, включая прочитанную нами литературу, услышанные случайно разговоры и т.д. Существенным фактором, формирующим описание мира, является, естественно, и наш жизненный путь, то, что с нами когда-либо происходило, особенно в критические периоды формирования личности.

Как правило, человек живет в одном единственном описании мира. Навык перехода из одного описания в другое у нас существует только в зачаточном состоянии, его нужно специально развивать. Это возможно, но только через глубокое осознавание процесса порождения картины мира. Трансформационные системы при работе с людьми традиционно начинают с того, что разбирают старое описание мира и формируют некоторое другое - осознанное. Зачастую такая разборка происходит очень болезненно, однако, у человека появляется возможность растождествиться с процессом получения информации, увидеть его со стороны, стать осознанным его участником, то есть. одновременно видеть и картину мира, и его описание, и процесс формирования этой картины.

Зная механизм и свойства информационных процессов, проходящих в нашем сознании, человек может растождествиться с ролью неосознанного проводника и перестать быть деталью некоего механизма. Человек обладает прекрасным информационным инструментом намного более совершенным, чем самые современные компьютеры, поэтому взгляд на теорию информации с позиций человеческого восприятия может оказаться гораздо более плодотворным, чем взгляд на человека с позиций компьютерной аналогии.

ЛИТЕРАТУРА

Калинаускас И.Н., Рейнин Г.Р. Метод качественных структур. Академия, 1996, №1, с.25-26.
Калинаускас И.Н. Картина мира как самоотношение. Метод качественных структур: Картина мира и ХХI век. Материалы международной научно-практической конференции. МАИ, Санкт- Петербург, 21-22 июня 1997 (в печати).
Калинаускас И.Н. Материалы семинара «Между духовностью и социумом». 1998г.
Кондаков Н.И. Логический словарь. М., 1971.
Рейнин Г.Р., Ганзен В.А. Теоретический анализ типологических описаний личности. Вопросы философии и права. АН респ. Молдова Кишинев, 1994г., №1(105), с.54-57.
Рейнин Г.Р. Контрапункт восприятия. Реальность и субъект,1998, Т 2, №1, с.48-49.
Шмаков Н. Великие арканы Таро. Киев, София 1996.
Экхарт М. Проповеди и рассуждения. М., 1912.

10.02.1998
Григорий Рейнин.


Страниц : << < 1 2 3
Просмотров : 3571

Информация
Центры и школы Тренеры и ведущие Каталог ссылок
Наш банер
© 2024 Самопознание в Ростове-на-Дону - все для личностного роста и саморазвития
Ростов-на-Дону
Designed By : Art-Studio.ru