Плато Укок известно как самое красивое и таинственное место Горного Алтая. Оно давно привлекало внимание археологов – там находили скифские стоянки, захоронения и уникальные каменные алтари древней кочевой цивилизации. И вот однажды сотрудники Института археологии и этнографии СО РАН приступили к раскопкам ничем не примечательного кургана в бассейне реки Ак-Алаха.
Сняв верхний слой с вечной мерзлоты, учёные обнаружили древний грабительский лаз, который привёл к погребению богатого скифа. В мир иной того сопровождали «предметы первой необходимости»: три коня, железные ножи, глиняная утварь. Археологи стали бережно поднимать наверх то, что не тронули грабители, и тут неожиданно под первым захоронением открылось второе: останки шести коней в богатейшей сбруе и саркофаг с мумией женщины европейской внешности. Позднее, когда о находке сообщила пресса, алтайцы стали утверждать, что это прародительница алтайского народа, легендарная принцесса Кадын.
Открытые захоронения датировали примерно IV–III веками до н. э. Причём первое спасло от разграбления второе, разительно отличавшееся по устройству. Это был лиственничный сруб площадью 3,6 х 2,3 и высотой 1,1 метра, имитирующий жилище и весь заполненный льдом. Внутри находилась колода-саркофаг в виде лодки длиной 2,7 и высотой 0,68 метра из цельного ствола лиственницы. Она была накрыта двухскатной крышкой из того же дерева, украшенной кожаными аппликациями с изображением оленей. В двух местах крышка была прибита к колоде медными гвоздями, очень похожими на современные, хотя их возраст составлял почти 2,5 тысячелетия.
Поражал объём работ, который пришлось выполнить древним строителям. Каким-то образом они доставили на плоскогорье Укок огромные брёвна, обтесали их, выдолбили в мёрзлом грунте огромную яму. Да ещё изготовили необычный склеп, тогда как знатных скифов в то время хоронили на огромной деревянной кровати, такой, какую обнаружили в верхнем захоронении. Даже в наше время сделать всё это непросто.
В колоде на правом боку – головой на восток, лицом на север – на подстилке из тёмного войлока лежала молодая женщина, укрытая меховым покрывалом с нашитыми украшениями из золотой фольги. Голова её покоилась на войлочной подушке.
Женщина была одета в шёлковую рубаху до колен, коричневато-жёлтого цвета, из нитей дикого шелкопряда. Все швы её, горловина и края рукавов обшиты красными шерстяными шнурами. А ведь в те времена даже на знатных скифских воинов при погребении на Укоке не надевали рубах: просто шуба на голое тело. Кроме рубахи на мумии была длинная шерстяная юбка, сшитая из трёх горизонтально расположенных полотнищ – двух красных и одного белого, – и пояс, сплетённый из красного шерстяного шнура. На юбке нашиты бронзовые подвески. На ногах мумии длинные, выше колен, чулки из белого войлока, украшенные аппликацией из красного войлока. Возможно, красный цвет в отделке и деталях одежды служил оберегом.
Шею женщины украшала деревянная гривна с прикреплёнными к ней деревянными же подвесками в виде барсов, покрытых золотой фольгой, в ушах – золотые серьги-кольца, на мизинцах – цветные шерстяные нити.
В войлочном мешочке («косметичке»!), лежавшем рядом, нашли бронзовое зеркало в деревянной оправе с вырезанным на ней оленем, кисточку из конского волоса, стеклянные бусины разных цветов, коренной человеческий зуб и рассыпавшийся синий порошок – как установили, вивианит, дешёвый краситель, который стал известен в Европе лишь в ХIХ веке.
Больше всего учёных поразила прекрасная сохранность забальзамированного тела. У мумии были удалены мозг, внутренние органы, рёбра и грудина. Череп и брюшную полость заполняли какое-то вещество вроде торфа, овечья шерсть, конский волос, какие-то корешки, песок и глина. На теле, «сдобренном» маслами и смолами с добавлением ртути, была отчётливо видна удивительно красивая синяя татуировка. Она полностью покрывала руки женщины. На левом плече красовалось фантастическое животное: по виду олень, но с рогами и оленя и козерога, морда зверя завершалась клювом грифона – крылатого существа, наполовину льва, наполовину орла. Такой же стилизованной головой грифона оканчивался каждый отросток рогов. Кроме того, были изображения барана, снежного барса и какого-то хищника с хвостом тигра и страшными когтистыми лапами.
В погребальной камере рядом с колодой нашли два низеньких деревянных столика-блюда на ножках, сосуды из дерева и рога, два керамических сосуда с кожаными аппликациями петуха, барса и грифона. На деревянном столике лежало мясо – лучшие куски: курдючная часть барана и крестец жеребёнка, в который был воткнут большой железный нож. Припасы на дальнюю дорогу! Уникальную мумию доставили в Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук, позже её восстановлением занимались в Научно-исследовательском центре биологических структур (Институт Мавзолея) в Москве.
По облику загадочная женщина резко отличалась от скифов – высокий рост, тонкие европейские черты. Кем она была при жизни? Где её родина? Как попала на Алтай?
В местном фольклоре задолго до сенсационного открытия её гробницы бытовала древняя легенда о принцессе Кадын. Будто до прихода сюда скифов на высокогорном плато жили существа, сошедшие со звёзд и обладающие сверхъестественными способностями. А где-то среди самых высоких горных вершин обитал таинственный Хуанди. Однажды он и часть его «команды» на огнедышащем драконе из меди улетели домой, к звёздам. А оставшиеся какое-то время жили среди землян и умирали своей смертью, как все люди...
Некоторые исследователи склонны считать легендарного Хуанди капитаном корабля, доставившего на Землю команду инопланетных учёных, а принцессу Кадын – одним из членов звёздного экипажа. Судя по богатству погребального «приданого», умершая должна была занимать высокое положение в социальной иерархии. А у скифов женщины никогда не пользовались влиянием, не говоря уже о власти. Выходцам из других племён скифы добровольно никогда бы не подчинились. А здесь явно и почёт, и влиятельность. Те, кто провожал принцессу Кадын в мир иной, видимо, верили, что и она последует за Хуанди к звёздам.
Недавно стало известно о находке в китайской провинции Цзычжоу (на Алтае, в непосредственной близости от российской границы). Во время раскопок была открыта гробница некого Чи Ю, которого китайские археологи вполне серьёзно считают помощником Хуанди. Только вот если принцесса Кадын, член команды легендарного капитана звёздного корабля, – прекрасная женщина, то Чи Ю, по мнению китайских специалистов, полугуманоид-полукиборг.
Плато Укок и прилегающая местность, с незапамятных времён считавшиеся «пристанищем богов», ЮНЕСКО объявила «зоной покоя» и внесла в список всемирного наследия Земли.
Сергей Нифонтов
"Чудеса и приключения" №11, 2011
http://portal.chudesamag.ru