Мы любим вещи. Порой даже преданнее и сильнее, чем людей. Вот только... окружая себя вещами, не сжимаем ли мы кольцо слишком туго? Доказать, что имущество действительно воспринимается как часть личности, достаточно просто: попробуйте лишить человека его личных вещей. В тюрьмах, казармах, концлагерях, больницах у людей, как правило, первым делом забирают их деньги, одежду, а иногда даже имя.
Взамен они обычно получают стандартную форменную одежду и столь же стандартные предметы гигиены. Их тела также подвергаются стандартизации - например, короткой стрижке, санобработке. Целью всех этих процедур является разрушение старой идентичности, чувства собственной уникальности, индивидуального самосознания и формирование новой идентичности - чувства принадлежности к группе точно так же одетых и подстриженных людей.
Принадлежащие человеку вещи воспринимаются как продолжение его Я - недаром в большинстве традиционных культур принято хоронить покойников вместе с их имуществом. Кто бы что ни говорил, но сегодня не существует «просто» людей - люди определяются тем, что они ценят, чем обладают и что используют.
«Отличаться от других» стало сегодня такой же социальной потребностью, как раньше «быть не хуже». Мы «читаем» человека по ярлычкам на одежде, марке машины, количеству квадратных метров принадлежащей ему жилплощади. Хотите вы того или нет - но ваши вещи говорят о вас больше, чем можно подумать. Чтобы узнать кого-то, нужно провести с ним время, но чтобы составить первое впечатление, достаточно просто взглянуть.
Любопытная тенденция: многие вещи, которые ещё не так давно воспринимались как предметы роскоши, сегодня в глазах потребителей перешли в разряд «товаров первой необходимости» (в течение последнего десятилетия подобная метаморфоза произошла с сотовыми телефонами и персональными компьютерами).
К сожалению, дальше можно наблюдать проявление «эффекта Дидро» - вслед за одной дорогой вещью появляется необходимость купить другую, не меньшей стоимости. Так человек удовлетворяет свою потребность в последовательности и целостности. «Ну как же можно носить в дорогой сумке -дешёвую пудреницу? Гулять так гулять!..» - обычно за этой фразой улетает в никуда ещё и зарплата мужа.
Семьи попадают в замкнутый круг: у них возникает привыкание к тому, что нужно пойти и потратить деньги. Шопинг стал принимаемым (и даже поощряемым) обществом видом наркомании, способом временно поднять настроение, почувствовать себя лучше.
Независимо от того, что мы хотим купить - машину или пончик, - нам предоставляется огромный выбор. К сожалению, купив что-то, нас часто начинает грызть червячок сомнения - правильный ли выбор мы сделали, не переплатили ли. Данная ситуация переносится и в область человеческих отношений - глядя на своего нынешнего партнёра, нам начинает казаться, что где-то кто-то есть лучше.
Человечество изобрело столько полезных устройств, призванных облегчить нам жизнь. - холодильник, стиральную машину, микроволновку... Столько времени должно было бы освободиться «для себя»! Ан нет. Когда возрастает объём потребляемых вещей, возрастает и необходимость заниматься этими вещами, заботиться о них.
Всё, что вынуждает их снизить темп в погоне за деньгами или другими символами успеха, становится их врагом, всё. что встречается на пути (декретный отпуск, хвори родителей, свои болезни, стресс и усталость), превращается в препятствие, которое нужно преодолеть. Раздувшиеся запросы ведут к постоянным усилиям идти в ногу с новейшими продуктами,
участвовать в соревновании за право обладать очередной «игрушкой»: впрочем, взрослые и отличаются от детей лишь разницей в стоимости последней... Вещи заставляют нас больше работать, чтобы позволить нам их приобрести.
Вещи остаются самими собой и «стабилизируют» жизнь: тот же самый стул и тот же самый стол с неизменной надёжностью встречают вечно меняющегося человека.