Навигация
Главная Новости Психология саморазвития Популярная психология Персоналии Практики Духовные традиции Стихи Читальный зал Киногостинная Фотогалерея Сад души Музей E-Mail
Рассылка
Объявления
Самопознание Я - то, что у меня есть
Я - то, что у меня есть
Мы любим вещи. Порой даже преданнее и сильнее, чем людей. Вот только... окружая себя вещами, не сжимаем ли мы кольцо слишком туго? Доказать, что имущество действительно воспринимается как часть личности, достаточно просто: попробуйте лишить человека его личных вещей. В тюрьмах, казармах, концлагерях, больницах у людей, как правило, первым делом забирают их деньги, одежду, а иногда даже имя.

Взамен они обычно получают стандартную форменную одежду и столь же стандартные предметы гигиены. Их тела также подвергаются стандартизации - например, короткой стрижке, санобработке. Целью всех этих процедур является разрушение старой идентичности, чувства собственной уникальности, индивидуального самосознания и формирование новой идентичности - чувства принадлежности к группе точно так же одетых и подстриженных людей.

Принадлежащие человеку вещи воспринимаются как продолжение его Я - недаром в большинстве традиционных культур принято хоронить покойников вместе с их имуществом. Кто бы что ни говорил, но сегодня не существует «просто» людей - люди определяются тем, что они ценят, чем обладают и что используют.

«Отличаться от других» стало сегодня такой же социальной по­требностью, как раньше «быть не хуже». Мы «читаем» человека по ярлычкам на одежде, марке машины, количеству квадратных метров принадлежащей ему жилплощади. Хотите вы того или нет - но ваши вещи говорят о вас больше, чем можно подумать. Чтобы узнать кого-то, нужно провести с ним время, но чтобы составить первое впечатление, достаточно просто взглянуть.

Любопытная тенденция: мно­гие вещи, которые ещё не так дав­но воспринимались как предметы роскоши, сегодня в глазах потре­бителей перешли в разряд «то­варов первой необходимости» (в течение последнего десятилетия подобная метаморфоза произошла с сотовыми телефонами и персо­нальными компьютерами).

К сожалению, дальше можно наблюдать проявление «эффекта Дидро» - вслед за одной дорогой вещью появляется необходимость купить другую, не меньшей стоимости. Так человек удовлетворяет свою потребность в последователь­ности и целостности. «Ну как же можно носить в дорогой сумке -дешёвую пудреницу? Гулять так гулять!..» - обычно за этой фразой улетает в никуда ещё и зарплата мужа.

Семьи попадают в замкнутый круг: у них возникает привыкание к тому, что нужно пойти и потратить деньги. Шопинг стал принимаемым (и даже поощряемым) обществом видом наркомании, способом вре­менно поднять настроение, почувствовать себя лучше.

Независимо от того, что мы хотим купить - машину или пончик, - нам предоставляется огромный выбор. К сожалению, купив что-то, нас часто начинает грызть червячок сомнения - правильный ли выбор мы сделали, не переплатили ли. Данная ситуация переносится и в область человеческих отношений - глядя на своего ны­нешнего партнёра, нам начинает казаться, что где-то кто-то есть лучше.

Человечество изобрело столько полезных устройств, призванных облегчить нам жизнь. - холодильник, стиральную машину, микроволновку... Столько времени должно было бы освободиться «для себя»! Ан нет. Когда возрастает объём потребляемых вещей, возрастает и необходимость заниматься этими вещами, заботиться о них.

Всё, что вынуждает их снизить темп в погоне за деньгами или другими символами успеха, становится их врагом, всё. что встречается на пути (декретный отпуск, хвори родителей, свои болезни, стресс и усталость), превращается в препятствие, которое нужно преодолеть. Раздувшиеся запросы ведут к постоянным усилиям идти в ногу с новейшими продуктами,
участвовать в соревновании за право обладать очередной «игрушкой»: впрочем, взрослые и отличаются от детей лишь разницей в стоимости последней... Вещи заставляют нас больше ра­ботать, чтобы позволить нам их приобрести.

Вещи остаются самими собой и «стабилизируют» жизнь: тот же самый стул и тот же самый стол с неизменной надёжностью встречают вечно меняющегося человека.

Страниц : 1
Просмотров : 4133

Информация
Центры и школы Тренеры и ведущие Каталог ссылок
Наш банер
© 2024 Самопознание в Ростове-на-Дону - все для личностного роста и саморазвития
Ростов-на-Дону
Designed By : Art-Studio.ru