Для того чтобы максимально использовать всё, что даёт нам окружающий нас мир, важно получить более ясное, более точное и полное представление о том, что же вы теряете.
Осознание собственных ограниченных возможностей позволит вам поднять уровень сознания, принять и преобразовать получаемую информацию, необходимую для общения с другими людьми. Вам принадлежит весь мир – интерпретируйте его по-своему, вникайте в суть. Если вы сможете осмыслить то, что сообщает вам этот мир, вы сумеете лучше понять его.
Однако очень часто вы видим то, что хотим (или не хотим). Наше внимание рассеяно. Мы воспринимаем окружающий мир избирательно, не замечая некоторых деталей, которые, казалось бы, просто бросаются в глаза. Мы не можем избавиться от стереотипов, скрывающих эти детали или делающих их неразличимыми. Именно так многие из нас живут всю свою жизнь. Называется это избирательностью восприятия.
Привычка способствует тому, что мы не чувствуем многих вещей, а заученные формы создают достаточную вероятность стереотипного восприятия.
Однажды, один человек был остановлен полицией за то, что не выполнил требования дорожного знака «проезд без остановки запрещен». Дело в том, что знак был установлен, пока он некоторое время работал в другой стране. Он привык ездить по этой улице без всяких остановок и вследствие стереотипа даже не понял, что это за знак.
Большинство из нас, отговорившись от всего на свете, завернувшись в кокон и находясь в полумраке, идут по жизни и не ведают, что окружающий мир меняется каждую секунду, пробуждая к себе интерес. Прошлый опыт и полученные ранее знания создают схему восприятия.
Доводилось ли вам когда-нибудь, купив сотовый телефон, неожиданно узнать, что весь мир, все вокруг начали пользоваться точно такими же?.. А когда идет вызов, он играет такую же дьявольскую мелодию! Не переживайте, вы не сходите с ума. Телефон просто подал сигнал, чтобы вы его заметили. Он всегда продавался в этом магазине, но однажды вы посмотрели на него по-другому. Более того, вы подсознательно искали его, чтобы попытаться утвердить своё покупательское решение.
Определённую часть информации мы воспринимаем и действуем на её основе, кое-что не воспринимаем совсем, а какую-то часть получаем, но игнорируем. Однако большая часть информации всё-таки попадает в наше сознание и оказывает на него воздействие. Свидетельство тому – так называемый феномен вечеринки с коктейлями.
Сразу же после первого бокала гости, разбившись на небольшие группы по интересам, начинают беседовать настолько оживлённо, что на этом фоне вы едва слышите людей, говорящих за вашей спиной, и не улавливаете, о чем идёт речь. Так происходит до тех пор, пока они не упомянут ваше имя. Вы всегда отчетливо слышите, когда вас зовут, даже если праздничный шум по своим коктейльным децибелам перевалил за уровень третьего бокала. Звучание вашего имени резко выделяется, потому что это слово хорошо вам знакомо.
Как же работает этот феномен вечеринки с коктейлями? Когда большое количество информации бомбардирует наш мозг, то довольно обширная её часть должна игнорироваться нашим подсознанием. На самом деле информация не теряется бесследно, она просто оседает на подсознательном уровне. Понимание этого процесса – лучшее средство, чтобы воспользоваться ею в нужный момент, а доступ к такой информации даёт совершенно новые возможности для оценки ситуации.
Мы полагаемся на свои чувства, которые говорят нам, что происходит. Мы видим предметы, людей и ситуацию, слышим шум и чьи-то слова, чувствуем вкус пищи и напитков, обоняем запахи, осязаем грубую, мягкую и скользкую поверхности, чувствуем холод, влагу. Мы получаем информацию на биологическом уровне, которая вызывает определённые побуждения. Однако всё, что регистрирует мозг (звуки, вкусы, прикосновения и зрительные образы), не является реальным предметом. Интеллект и опыт воссоздают образ реальности в вашей голове.
Научитесь каждый день смотреть на этот мир по-новому. Подобно тому, как физическими упражнениями укрепляют здоровье, можно отшлифовать внимание и наблюдательность. Осматривая, слушая, пробуя на вкус и даже вдыхая запах, вы сможете основывать свои выводы на фактах, а не на предупреждениях или предположениях.
Коротко говоря, вы перебираете свои восприятия, имея то, что ваши чувства выхватили из окружающего мира. Потом классифицируете полученную информацию и выстраиваете её в каком-то определённом, понятном вам порядке. Наконец, вы интерпретируете возникшие у вас ощущения, исходя из конкретной ситуации и предшествующего опыта возникновения аналогичных чувств.