Средиземноморский пейзаж непредставим без оливы. Как не вспомнить Сальвадора Дали, который, отвечая на уговоры Цвейга - в связи с приближающейся войной - уехать в Бразилию, отвечал, что заморская экзотика отвращает его, и что европейский художник может творить только в благородном серебристом свете оливковых рощ.
Даже в очень жаркий день ствол оливы сдержанно похладен. Серые жесткие листья скупо хранят влагу. Может, поэтому это дерево-долгожитель? По крайней мере, среди культурных деревьев никто не живёт дольше. Олива неприхотлива и щедра, человеку есть за что благодарить её. В Черногории мне довелось услышать: "Корова в хлеву и маслина в саду - кормилицы."
Некоторым маслинам более 2000 лет. Дикие виды влезают на высоту 2500 м, запуская корни между вулканических и гранитных глыб. Оливы мирятся с холодными и знойными иссушающими ветрами, кислой и щелочной почвой, заморозками. Даже спиленные и сожжённые старые пни способны давать новую поросль и возобновляться.
Невысокие скрученные стволы с наплывами, утолщениями и дуплами напоминают абстрактные скульптуры. Понятно, что, когда в Европу пришло искусство бонсай, это дерево было оценено по достоинству. В Испании каждый год на съездах бонсаистов присуждают премию за лучшую оливу. И находят своих почитателей и роскошные ямадори и молоденькие деревца, выращенные из черенка, но отлично сформированные.