Цзянь (剑) — китайский прямой меч, в классическом варианте с длиной клинка около метра.
• боевой цзянь — расхожее название меча, который существовал до первой половины ХХ века, активно применяясь в ополченских и милиционных формированиях, применяясь для полноценного клинкового боя.
• парадно-церемониальный цзянь — нередко подобные мечи изготавливались для религиозных и магических обрядов, в частности, нередко носились даосами. Более того, в отличие от буддийских монахов, традиционно путешествовавших с шестом или посохом, у даосов при путешествии было принято брать с собой для самозащиты цзянь.
• бронзовый цзянь — бронзовый обоюдоострый клинок, наиболее распространённый в эпоху воюющих царств, как правило, относительно небольшой длины.
• спортивный цзянь — современный спортивный снаряд в виде меча с тонким клинком повышенной гибкости, непригодный для применения в реальном бою.
История
Первые мечи цзянь появились ещё в эпоху Западная Чжоу и были сделаны из бронзы. Позднее, в эпоху Чуньцю улучшилось качество клинков и возросла их длина. Наиболее широко подобные мечи использовались на войне в эпоху Воюющих Царств. В эпоху Воюющих Царств средняя длина мечей составляла чуть менее метра. Что показательно, в эпоху Воюющих Царств бронзовые мечи продолжали соперничать со стальными, так, например, Чу славилось своими стальными мечами, в то время как Цинь, благодаря использованию сплавов, содержащих хром, славилось бронзовыми мечами, не уступавшими по качеству лишь недавно появившимся стальным. И к моменту объединения Китая под властью Цинь средняя длина мечей составляла чуть менее метра. Процесс отливки бронзовых мечей в формах постепенно уступал место производству кованых мечей из железа по мере развития металлургии в древнем Китае.
В эпоху Хань цзянь превратился в обязательный атрибут чиновников. Количество стальных мечей стало заметно превышать количество всё ещё отливавшихся бронзовых. Постепенно прямые мечи цзянь стали уступать место в армии палашам и фальшонам — дао, оказавшимся более практичными и эффективными в бою. Уже эпоху Тан в Китае все большую популярность приобретают дао со слабо выраженным изгибом. Фехтование на обоюдоострых цзянь со времен династии Тан становится непременным атрибутом ученого мужа, одинаково хорошо владеющего кистью и клинком (в качестве примера можно назвать прославленного поэта Ли Бо). Меч, превратившийся в произведение искусства, стремились не подвергать повреждениям лезвия при фехтовании. Действительно, ряд сохранившихся с периода Цин (1636-1912) мечей имеет характерные засечки на голоменях клинков. Процесс перехода от массового вооружения мечам к вооружению саблями и палашами, завершился к концу X века. Что касается пехоты, то ещё в эпоху Хань ее основным вооружением был дао (являвшемуся в ту эпоху тяжёлым однолезвийным прямым оружием — фактически, палашом), а к эпохе Тан дао прочно утвердился в качестве основного клинкового оружия в армии.
К эпохе Тан мечи в армии были не столь популярны, как раньше, а после падения Тан и вовсе превратились в парадно-церемониальные. Тем не менее, как ни странно, именно период после Тан некоторые китайские авторы (в частности Чжан Юкунь) называют расцветом фехтования на цзянь. И именно в это период возникла традиция старательно беречь меч при фехтовании. Превращение цзянь из боевых в парадно-церемониальные мечи по времени совпало с заменой малочисленной китайской тяжёлой кавалерии, представлявшей собой аналог катафрактов, облачённый (включая и коней) в ламеллярные доспехи, и вооружённый помимо прочего мечами цзянь, на многочисленную среднюю, кавалерию сформированную из тюркских наёмников. Процесс замены, начавшись ещё при основании династии Тан, завершился к концу X века. Что касается пехоты, то ещё в эпоху Хань меч цзянь уступал по популярности мечу дао (явялявшемуся в ту эпоху тяжёлым однолезвийным прямым мечом — фактически, палашом, в отличие от более позднего — классического дао, являющегося фальшоном), а к эпохе Тан дао прочно утвердился в качестве основного оружия мечников.
Тем не менее, цзянь активно использовался в Китае вплоть до второй половины ХХ в. в качестве неофициального оружия чиновников, деревенских ополченцев и милиционных формирований. Многочисленные ополченские цзяни периода Цин, полностью изготовленные из стали, получили название цюаньте цзянь (букв. цельножелезный цзянь) в больших количествах дошли до наших дней и демонстрируют высокий уровень мастерства китайских деревенских кузнецов – многие из них имеют сложную конструкцию саньмэй, когда между двумя пластинами мягкой стали вкладывалась пластина из твердой стали и весь пакет проваривался про помощи кузнечной сварки.
ФехтованиеВ эпоху бронзы цзянь представлял короткий клинок, обычно использемый в паре со щитом, в соответствующей манере фехтования. С удлинением мечей, почти до одного метра (которое произошло ещё в эпоху бронзы), популярность щитов не снизилась, и комбинация «щит и меч» продолжала оставаться популярной в пехоте и в VI веке нашей эры.
Классический вариант представляет собой длинный прямой клинок с длинной рукоятью, которым можно фехтовать как одной, так и двумя руками. В отличие от европейских полуторных мечей, у которых треть клинка, прилегающая к лезвию, часто не затачивалась, клинок цзяня, как правило, заточен по всей длине. В отличие от своего ближайшего европейского аналога — нем. reitschwert, гарда простая, что, с одной стороны, не стесняет движения руки, а с другой — слабо защищает пальцы. Всё это в сочетании с наличием достаточного веса делало классический цзянь довольно универсальным мечом, который был достаточно лёгок для проведения сложных фехтовальных приёмов (в частности, кистевых ударов) и достаточно тяжёл для нанесения рубящих ударов. Простота гарды также налагает свой рисунок на бой, заставляя использовать длинные защиты с круговыми движениями, при выполнении кончик меча часто смотрит на противника, а все защитные движения, в основном, выполняются рукоятью описывающей круги вокруг центра вращения которым является острый конец меча (ср. фехтование мечом дао, при котором круги вокруг рукояти описывает конец меча), что позволяет быстрые контратаки как колющими, так и рубящими ударами.
На дошедшую до наших дней манеру фехтования заметное влияние оказало превращение цзяня из боевого меча в парадно-церемониальный — слишком лёгкий для нанесения рубящих ударов, в то же время довольно хлипкий, чтобы его подставлять под удар более тяжёлого оружия. При этом клинки боевых цзяней стали цениться настолько высоко, что их стали беречь от повреждений, стараясь не рубить и не подставлять оружие под удар — боясь появления случайной выщербины на ценной фамильной реликвии.
Выделяются четыре манеры фехтования: • «идущий» меч — знаменитая «бесконтактная» манера фехтования (в идеале мечи не должны соприкасаться), в которой все защиты строятся на быстрых и ловких передвижениях и уклонах, а из атак преобладают уколы и подрезания.
• «мощный» меч — фехтование боевым мечом, отличающееся чёткостью и решительностью.
• «мягкий» меч — манера фехтования, характерная для внутренних стилей ушу, использующая особый мягкий хват, позволяющий за счёт меньшей силы получить большую техничность и сложность фехтования
• «пьяный» меч — манера фехтования в «пьяном» стиле с обилием финтов и акробатики
http://www.damo.ru