Навигация
Главная Новости Психология саморазвития Популярная психология Персоналии Практики Духовные традиции Стихи Читальный зал Киногостинная Фотогалерея Сад души Музей E-Mail
Рассылка
Объявления
Каллиграфия Искусство каллиграфии
Искусство каллиграфии
В исламском искусстве наибольшей популярностью пользуется каллиграфия: согласно изречениям Пророка, каллиграф, которому удастся переписать кра- сивым почерком Божье Слово (Коран), будет удостоен пребывания в раю.

Каллиграфия начала процветать в самый ранний период истории ислама; вскоре некрасивые и грубые буквы семитского алфавита превратились в декоративные, предназначенные для написания и изучения Священного Корана. Этот стиль письменности, напоминающий упрощенные иероглифы, именуется “куфи” (по имени города Куф в Ираке), и многие его особенности приписываются хазрату Али Ибн Абиталибу (Мир ему!), который считался покровителем писарей и каллиграфов. Вначале у стиля “куфи” не было гласных звуков, и лишь после 686 года для их обозначения добавили соответствующие знаки, отличавшиеся от написания существовавших до этого букв.

Как выяснилось из сохранившихся на папирусах текстов, в те времена использовали и стиль письменности “шекасте”. С расширением использования бумаги (привезенной из Китая или изготовленной по рецептам китайских мастеров), начиная с 752 года в исламском мире письменность “куфи” стала развиваться в нескольких направлениях, и возникли отличающиеся друг от друга стили письма для копирования книг и документов или применения их в делопроизводстве. Вначале полный текст Корана был переписан тростниковым пером на обработанных шкурах животных; страницы при этом имели специфическую форму, и только с десятого века, сначала в странах восточной части исламского мира, Коран стали переписывать на страницах обычной формы.

С изменением формы листа претерпели изменения и размеры букв: неравноудаленные, несоразмерные и крупные буквы первоначального “куфи” стали более слитными, ровными и пропорциональными, и в последующие века они использовались и в декоратив- ных целях. В таком виде стиль “куфи” применяется и в современной письменности. Стараниями визиря аббасидских халифов Ибн Мукалы (умер в 940 году), который предложил соразмерять буквы с помощью кругов и полукругов, а первую букву арабского алфавита (то есть бу ву “алеф”) принял как основу для определения соразмерности остальных 27 букв, переписывание текстов превратилось в настоящее искусство. Так как буква “алеф” в виде отрезка прямой линии имеет еще и цифровое значение “один”, которое, согласно суфийской теории, символизирует единого Создателя (Аллаха), ее начертанием (согласно одной из суфийских интерпретаций) обозначают также понятие “человек” (“адам”), который сотворен “по образу и подобию своего Создателя”.

Правила каллиграфии, установленные Ибн Мукалой, были усовершенствованы Ибн Баввабом (умер в 1032 году). Наряду с кругами в качестве единиц измерения всех букв, он воспользовался еще и квадратическими точками, получаемыми отдельными прикосновениями тростникового пера. Согласно установленным Ибн Баввабом правилам, длина буквы “алеф” могла равняться пяти, семи или девяти таким точкам, все остальные буквы также должны были находиться в соответствующем точечном соотношении.

Письменность “куфи” постепенно, сперва в книгах и документах (которые первоначально составлялись в виде свитков), а затем, начиная с XIII века и в эпиграфических надписях, уступила свое место другому стилю арабской письменности - “насху”. Между 800-1250 годами угловатые куфические буквы в эпиграфических надписях превратились в замысловатые и сложные цветовые декорации и с трудом поддавались прочтению, но графически изображения этих букв были очень красивыми.

В Иране, с учетом требований особенностей персидского языка и письма в стиле “насталик”, а также на основе правил Ибн Мукалы, сформировалась особая форма “насха”, прозванная “прекрасной невестой” исламской письменности; она лучше всего подходила для написа- ния поэтических произведений на фарси, урду и турецком языках.

Большое распространение получил почерк “насталик”. Текст, написанный этим почерком, можно нанести на бумагу, кожу, камень, стекло, шелковую ткань, отчеканить на металле и т.д.

Графические композиции, нанесенные на кирпич или керамические пластины, содействовали популяризации квадратических форм письменности “куфи”. Они покрывали целые стены декоративными текстами, прославляя имена Бога и Великого Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!), а в Иране еще и Али (Мир ему!), дополняя писания многочисленными религиозными притчами и афоризмами. Для каллиграфического письма на бумаге использовали тростниковое перо; в исключительных случаях в этих целях в Индии и Центральной Азии применялись кисти. Изготовление тростниковых перьев и составление разных чернил - тоже целое искусство, которым каллиграф обязан был владеть. Каллиграф годами настойчиво и терпеливо изучал различные буквы и элементы графики и тренировался в их написании, прежде чем “устад” (учитель) позволял ему поставить свое имя (как каллиграфу) под работой.

Более поздние каллиграфы освоили также искусство составления монограмм (“тугр”). Вначале они представляли собой печати или штампы, которые правители ставили на лицевой стороне документа. Позднее слово “тугра” стало использоваться для обозначения многих направлений каллиграфического искусства, таких как симметричное изображение одних и тех же слов (наподобие зеркального отражения), композиционное построение религиозных притч и афоризмов в виде птиц, львов и т.д., изображение лиц написанием священных имен, искусное оформление табло с молитвами, упоминанием имени Создателя.

Полет мыслей и фантазий каллиграфов достиг и области исламской поэзии, а толкование букв на основе их численного значения и суфийского определения стало широкой и повсеместной практикой.

АННЕМАРИ ШИММЕЛЬ
Немецкий ученый-востоковед Искусство каллиграфии

Страниц : 1
Просмотров : 1523

Информация
Центры и школы Тренеры и ведущие Каталог ссылок
Наш банер
© 2024 Самопознание в Ростове-на-Дону - все для личностного роста и саморазвития
Ростов-на-Дону
Designed By : Art-Studio.ru