(Paracelsus) Теофраст, псевдоним, настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм (1493—1541) — швейц. натурфилософ, естествоиспытатель, врач. Филос. и космологические взгляды П. основаны как на традициях гностицизма, герметизма и каббалы, преломленных в неоплатонических идеях Марсилио Фичино и Пико делла Мирандолы, так и на магических верованиях и практиках позднего Средневековья.
Мир для П. — выражение и воплощение божества, проявляющего себя посредством «Великого Таинства», Misterium Magnum. Это первоначало, не-тварный центр Вселенной, из которого все вытекает, зародыш, скрывающий в себе все позже реализуемые возможности; Misterium то идентичен Богу, то равнозначен алхимической первоматерии.
Первая его дифференциация или «коагуляция» — Илиастр («Звездная материя»), творческая и реализующая мощь, порождающая три субстанциональные силы мироздания (Sulfur, Mercurius, Sal, т.е. Серу, Ртуть и Соль), а также четыре первоэлемента (огонь, воздух, землю и воду). Сера — источник телесного роста первоэлементов, Ртуть — животворящая влага или жизненный дух, Spiritus vitalis, Соль — скрепляющий, формообразующий фактор; «Из Sulfur растет Corpus.
Без Соли нет ничего осязаемого. Третье же есть Mercurius, сиречь Liquor». «Водяным» аспектом Илиастра является Аквастр («Водяная звезда»), сущность, одушевляющая и сохраняющая его телесные жидкости. Если Илиастр — динамический, духовный принцип, то Аквастр, в силу своей влажной природы, — начало «психическое», соприродное душе.
К.Г. Юнг трактует последний как понятие, близкое к современным представлениям о бессознательном. Отрицательная, теневая сторона обеих сущностей — Кагастр («Дурная звезда»), причина ущерба и упадка всего материального. Человеческое тело, как и тело Вселенной, является кагастрическим продуктом грехопадения кагастрической личности, Евы.
Все эти понятия содержат явный алхимический подтекст и перекликаются с учением о микрокосме, о тождестве процессов в природе и человеке: всякая металлическая материя, напр., жаждет стать золотом, всякий человек, пропитанный «божественной тинктурой», стремится к преображению, возвращению в Materia Spiritualis, «духовную материю».
На том же учении основаны и медико-магические положения П.: врач должен иметь понятие не только о «внутреннем небе», т.е. о строении человеческого тела, но и о звездном небе: «Небо есть человек и человек есть небо, и все люди — одно небо, и небо — только один человек. Подходите ко всем инфекциям через звезды, ведь от звезд они переходят к людям, и что совершается на небе, то происходит и с человеком». Философия для П. — разновидность герметического метода, принципа «изумрудной скрижали»: «Что наверху, то и внизу»; человек подобен и небесному своду, и алхимической печи, атанору.
Магическая Вселенная П. — «одно древо, одно первоначало, один корень, от одного ствола», человек обитает во всех четырех элементах и сам «населен» четырьмя элементами. Он их выражает, а потому является целостным и совершенным выражением мироздания во всех его формах и аспектах.
Мощное влияние и неповторимый духовный склад П. в большей или меньшей мере затронули ход развития европейской философии, естествознания, медицины, повлияв на мистические концепции Я. Бёме, натурфилософские взгляды Я.Б. Гельмонта и Ф.М. Гельмонта, на учение Г.В. Лейбница о монадах («жизненных духах»), творчество И.В. Гёте, Ф.В.И. Шеллинга и Новалиса, а также на «философию жизни» Л. Клагеса.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.